Санкции в прошлом, настоящем и будущем

8–9 июня в канадском Квебеке проходит очередной саммит государств G7 - бывшей “Большой восьмёрки”, из которой после украинских событий 2014 года была изгнана Российская Федерация. Один из самых важных вопросов, которые будут обсуждать на саммите - возможное введение очередного пакета санкций против российских чиновников и крупного бизнеса.
Первые ограничительные меры были введены как раз в 2014 году, после того как Россию обвинили в аннексии Крыма и активной поддержке антиправительственных сил на Донбассе. С тех пор прошло четыре года - солидный срок для того, чтобы оценить, как именно влияют на российскую политику, экономику и жизнь населения международные меры “принуждения к миру”.
Учитывая, что новый раунд антироссийских санкций обещает стать одним из наиболее жёстких за эти годы, попробуем спрогнозировать возможные последствия санкций-2018, оглядываясь на предыдущее четырёхлетие.
Как всё начиналось
Вмешательство российского государства в происходящие на Украине события (смена правящей верхушки, сопровождавшаяся гражданскими конфликтами разного масштаба) вызвало в мире крайне негативную реакцию.
Не будем обсуждать, насколько необходимо было России организовывать присоединение Крыма и насколько активно было участие государства в донбасском конфликте - это очень неоднозначная тема для отдельной статьи. Однако страны Евросоюза, США, Япония и другие государства довольно быстро пришли к общей чёткой позиции: Россия - страна-агрессор.
Ситуацию с Крымом и востоком Украины официальные представители этих государств назвали российским вмешательством во внутренние дела суверенного государства, потребовали от России придерживаться международных норм и решать все вопросы через политический диалог.
Российские заявления о том, что на Украине произошёл вооружённый переворот, новая власть нелегитимна и, более того, агрессивно настроена к России и русскоязычным гражданам...